© 2010 — 2024 Адвокат Савостьянова Ольга Николаевна
Разработка и создание сайта — «Инфодизайн»
Банкротству застройщика посвящен параграф 7 Федерального закона от 26 октября
Исходя из п.1 ст. 201.4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, а также в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, требования о передаче жилых помещений и денежные требования участников строительства, за исключением требований в отношении текущих платежей, могут быть предъявлены к застройщику только в рамках дела о банкротстве застройщика.
Таким образом, участники строительства с момента возбуждения в арбитражном суде дела о банкротстве должны обращаться не с исковыми требованиями к застройщику в суд общей юрисдикции, а в заявительном порядке в арбитражный суд, в котором рассматривается дело о банкротстве застройщика (со ссылкой на номер дела).
С одной стороны, согласно ст. 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). С другой стороны, общие правила «коррелируются» теми особенностями, которые установлены Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»[2].
В п. 3 и п. 4 ст. 201.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» перечислены требования, с которыми могут обратиться участники строительства:
- требование о передаче жилого помещения - требование участника строительства о передаче ему на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств и (или) иного имущества участника строительства не введен в эксплуатацию[3];
- денежное требование - требование участника строительства о:
Заявление, содержащее требования участника строительства, должно быть подано в арбитражный суд, а также направлено застройщику и арбитражному управляющему в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения (п. 1 ст. 71 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Пропуск тридцатидневного срока чреват тем, что участник строительства лишается права участвовать в первом собрании кредиторов. А по истечении двух месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства реестр требований кредиторов подлежит закрытию (п. 1 ст. 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). Между тем, согласно позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, высказанной в апреле
Не только лица, заключившие договор долевого участия в строительстве, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями о включении в реестр кредиторов застройщика. Согласно в п. 6 ст. 201.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд вправе признать наличие у участника строительства требования о передаче жилого помещения или денежного требования в том числе в следующих случаях:
Рассмотрим на примерах из судебной практики отдельные требования, которые заявляют участники строительства в зависимости от ситуации, степени готовности дома и других обстоятельств.
Так, требование о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, участнику строительства целесообразно заявлять, когда нет вероятности того, что дом будет достроен. Согласно подпункту 3 п.1 ст.201.9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», устанавливающему очередность удовлетворения требований кредиторов в деле о банкротстве застройщика, расчеты по денежным требованиям граждан - участников строительства производятся в третью очередь.
Требование о передаче жилого помещения погашается путем предоставления должником кредитору отступного в виде объекта незавершенного строительства путем создания соответствующего жилищного кооператива, что прямо урегулировано нормами параграфа 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».
Вместе с тем, в том случае, если погашение требований участников строительства путем создания кооператива невозможно, кредиторы, включенные в реестр требований о передаче жилых помещений, приобретают право трансформировать свои требования о передаче жилых помещений в денежное требование. Порядок изменения вида требований установлен ст. 201.13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»[5].
Таким образом, кредиторы, которые ранее были включены в реестр требований о передаче жилых помещений, заявляют денежные требования к должнику в порядке ст. 201.5 и ст. 201.13 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Участники строительства вправе заявить не только денежное требование о возврате денежных средств, уплаченных до расторжения договора, но о возмещении убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика передать жилое помещение по договору, предусматривающему передачу жилого помещения.
В соответствии с п. 2 ст. 201. 5 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» при установлении размера денежного требования участника строительства учитывается размер убытков в виде реального ущерба, причиненных нарушением обязательства застройщика по передаче жилого помещения, в виде разницы между стоимостью жилого помещения (определенной на дату расторжения договора, предусматривающего передачу жилого помещения), которое должно было быть передано участнику строительства и суммой денежных средств, уплаченных до расторжения этого договора, и (или) стоимостью переданного застройщику имущества (определенной договором, предусматривающим передачу жилого помещения).
Стоимость переданного застройщику имущества и стоимость жилых помещений, которые должны были быть переданы участнику строительства, определяется оценщиком, привлекаемым арбитражным управляющим. Соответствующее заключение оценщика направляется арбитражным управляющим участнику строительства и в арбитражный суд.
Замечу, что заключение на этапе банкротства участником строительства (кредитором) договора об уступки права требования не является основанием для изменения очередности по отношению к новому кредитору[6]. Замена первоначального кредитора на нового кредитора в случае уступки права требования происходит на основании определения арбитражного суда в рамках дела о банкротстве.
Положениями подпункта 3 п.1 статьи 201.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» прямо предусмотрено, что участник строительства вправе предъявить требование о передаче жилого помещения на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме, который на момент привлечения денежных средств и (или) иного имущества участника строительства не введен в эксплуатацию. Вместе с тем, судебная практикой признается возможность признания за участником строительства права собственности на объект долевого участия [7], что соотносится с положениями п. 1 ч. 1 ст. 201.8 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которым требования других лиц к застройщику или застройщика к другим лицам о признании наличия или отсутствия права собственности или иного права либо обременения в отношении недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур могут быть заявлены только в рамках дела о банкротстве.
Правовые последствия требований о передаче жилого помещения участнику строительства и требований о признании права на объект долевого участия за участником строительства различны. В последнем случае объект долевого участия переходит в собственность участника долевого строительства и выбывает из конкурсной массы, поэтому этот вариант наиболее выгоден для участника строительства, если дом фактически достроен. При этом следует отметить, что только получив определение арбитражного суда о признании права собственности на объект долевого участия участник строительства может зарегистрировать за собой право собственности в органах осуществляющих государственную регистрацию прав, тогда как определение арбитражного суда о передаче жилого помещения таких последствий не порождает.
Замечу, что в случае если дом не введен в эксплуатацию, право собственности следует признавать не на жилое помещение в виде квартиры, а на долю в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства, эквивалентную после ввода дома в эксплуатацию жилому помещению. Размер доли указывается в виде правильной дроби, где в числителе указывается площадь объекта долевого строительства, в знаменателе – общая площадь многоквартирного дома[8].
Так, в практике строительства, отмечает Шейнин Л.Б. не так уж редки случаи, когда недостроенный по какой-то причине объект консервируется «до лучших времен». Бывает и так, что недостроенный объект останавливается «как он есть», т.е. не проходит стадии консервации. Но в любом случае недостроенный (незавершенный) объект, на котором прекратились работы, не должен считаться ничейным, бесхозным. Его следует рассматривать как недвижимое имущество, способное представлять собой предмет права собственности [9].
Как правило, совместно в одном заявлении о признании права собственности на объект долевого участия или о передаче жилого помещения участники строительства заявляют требования:
В практике часто встречаются случаи, когда участники строительства сначала заявляют в суд требования о передаче жилого помещения, а затем о признании права собственности на объект долевого участия. Следует отметить, что суды в этих случаях выносят весьма противоречивые решения. В частности, в одном деле арбитражный суд отказал заявителю в признании права собственности на объект долевого участия, сославшись на то, что заявитель уже реализовал предоставленное ему право, и его требование включено в реестр требований кредиторов застройщика о передаче двухкомнатной квартиры на объекте незавершенного строительства жилого дома. Суд первой инстанции посчитал, что у кредитора есть право выбора одного из способов защиты нарушенного права, предусмотренного Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)». С этим выводом согласился апелляционной инстанции [12].
В другом деле, арбитражный апелляционный суд, признавая за заявителем право собственности на долю в праве общей долевой собственности на объект незавершенного строительства, указал, что определение арбитражного суда о включении в реестр кредиторов требования о передаче данному заявителю жилого помещения носит преюдициальный характер, следовательно, в деле о признании права собственности на этот же объект долевого участия, признанные судом при вынесении определения обстоятельства не подлежат повторному доказыванию и должны быть приняты судом как установленный факт [13].
Автор статьи: адвокат Савостьянова Ольга Николаевна
тел. 8 (962) 998-00-18
___________________________
1. Федеральный закон от 26 октября
2. Алексеева Е.Ю. Об исковости в производстве по делам о несостоятельности (банкротстве) // Арбитражный и гражданский процесс. 2015. № 7. С.41.
3. С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ в подпункт 3 пункта 1 статьи 201.1 вносятся изменения. Текст в будущей редакции: «требование о передаче жилого помещения - требование участника строительства о передаче ему на основании возмездного договора в собственность жилого помещения (квартиры или комнаты) в многоквартирном доме или жилого помещения (части жилого дома) в жилом доме блокированной застройки, состоящем из трех и более блоков (далее - жилой дом блокированной застройки), которые на момент привлечения денежных средств и (или) иного имущества участника строительства не введены в эксплуатацию (далее - договор, предусматривающий передачу жилого помещения)».
4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.04.2013 г. № 14452/12 // СПС «Консультант Плюс», 2016.
5. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 февраля
6. Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 24 февраля
7. См.: разъяснения в п. 17 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 декабря
8. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 28 апреля
9.Шейнин Л.Б. Кому принадлежат «недострои»? // Нотариус. 2016. № 6. С. 31.
10. Определение Арбитражного суда г. Москвы от 26 февраля
11. Определение Арбитражного суда г. Москвы от 16 февраля
12. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 27 июня
13. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 апреля