© 2010 — 2024 Адвокат Савостьянова Ольга Николаевна
Разработка и создание сайта — «Инфодизайн»
Дорожная ситуация в России испокон веков служила поводом для анекдотов и оставляла желать лучшего.
Однако, поговорим не о плохих дорогах во всей нашей огромной стране, а о законах, которые призваны регулировать дорожно-земельные правоотношения.
Сейчас ежегодно принимаются десятки различных законов, изменений к ним, постановлений и указов, направленных на совершенствование земельных правоотношений, уследить за которыми не в силах даже квалифицированному юристу, не говоря уж о простом обывателе.
Тем не менее, иногда создается впечатление, что эти законы пишутся «на скорую руку» и совсем без учета интересов среднестатистического гражданина.
Дорожный "передел". Кошмаром для многих москвичей, а особенно для предпринимателей, стал Закон № 8 «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы», принятый в Москве в
Не усложняя себе задачу, чиновники формировали улично-дорожную сеть в Москве по границам красных линий, получившим статус по утвержденным разбивочным чертежам-актам установления линий градостроительного регулирования за период с 1972 по
В результате, очень большое количество земель населенных пунктов, на которых расположены жилые дома, объекты торговли и другие здания оказалось отрезано – то есть произошло включение их границ в границы улично-дорожной сети.
Каждый из 9313-х таких участков УДС, одновременно с включением в Перечень в 2007 году ставился на кадастровый учет, после этого и начались проблемы у тех, чью часть территории захватил такой участок.
Споры в судах. Например, предпринимателю - собственнику здания, стоящего на отрезанном земельном участке, органы кадастрового учета отказывались выдавать кадастровый паспорт, ссылаясь на пересечение с УДС. Доходило до того, что получать кадастровый паспорт приходилось через суд.
Другая категория споров в арбитражных судах – это жалобы на отказы Департамента земельных ресурсов города Москвы (позднее – Департамента городского имущества города Москвы) в предоставлении в собственность или в аренду земельного участка правообладателям расположенных на нем зданий.
Но самое ощутимое для сотен юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было то, когда префектурой предъявлялся к ним иск о сносе принадлежащего им здания, находящегося на земельном участке попавшего в зону прохождения УДС. Вместо того, чтобы законно произвести резервацию – изъятие земель для государственных нужд, с выплатой собственникам зданий компенсацию, исполнительные органы государственной власти инициировали иски о «самостоях». Вот и приходилось бизнесменам доказывать в судах, что они то как раз ничего не нарушали.
Но, как известно, с государством бороться не просто. В моей практике был из ряда вон выходящий случай. Желая согнать с земли, попавшей в зону улично-дорожной сети, предпринимателя – собственника продуктового магазина, построенного еще во времена СССР (а затем приватизированного), префектура предъявила к нему иск о сносе самовольной постройки. Иск префектура проиграла. Как указал арбитражный суд, понятие «самовольная постройка», закрепленное статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяется с 01.01.1995 г. и к гражданским правоотношениям, возникшим после ее ведения в действие, не применяется.
Но, как оказалось, радость была преждевременной. Не принимая в расчет вступивший в силу судебный акт, органы исполнительной и законодательной власти, включили продуктовый магазин в Перечень "объектов самовольного строительства", утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря
Причем, включение в Перечень продуктового магазина произошло в более поздней редакции постановления Правительства N 819-ПП, а именно в ред. пост. Правительства Москвы от 29 июля
Ценой огромных усилий предпринимателю удалось все-таки добиться исключения его магазина из Перечня.
В 2011 году вышло постановление Правительства Москвы от 12 апреля
Анализ судебной практики показывает, что суды встают на сторону собственников зданий, обязывая государственные органы: выдать кадастровый паспорт, уточнить границы, передать в аренду или в собственность земли, занимаемые принадлежащей предпринимателям недвижимостью, исходя из того, что пересечение с улично-дорожной сетью не может являться основанием для отказа в оформлении необходимых для этого документов.
Однако сложно сказать, как теперь будет развиваться ситуация в судах. Ведь суды, вставая на защиту собственников зданий, ссылались на статью 36 Земельного кодекса, которая предоставляла им исключительное право на аренду или приватизацию занимаемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Но с 1 марта 2015 года статья 36 утратила силу. Вместо этого законодатель ввел ряд дополнительных требований к оформлению в аренду или в собственность таких земельных участков. Например, статьей 39.16 Земельного кодекса установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности, без проведения торгов в случае, когда границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению.
Несколько слов о незаконности постановки на кадастровый учет земельных участков улично-дорожной сети.
Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ вступил в силу только в июле 2007 года. А закон г. Москвы № 8 «О перечне земельных участков улично-дорожной сети» был принят ранее в марте 2007 года, то есть до введения в гражданский оборот такого понятия как «кадастровые работы». Ранее соответствующие работы проводились землеустроителями в рамках территориального землеустройства и работниками БТИ. Поэтому ставились участки УДС на кадастровый учет без проведения кадастровых работ и на основании информационного ресурса, за основу брались схемы – разбивочные чертежи акты. Мне попался на глаза один такой разбивочный чертеж акт, и в нем было трудно что-либо разобрать. А ведь перед образованием УДС согласно ст. 41 Градостроительного кодекса должна была разрабатываться градостроительная документация, один из ее этапов - это планировка территории, которая не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации. К градостроительной документации также относится проект красных линий земельного участка, который должен формироваться с учетом существующей застройки территории.
Кроме того, с 1998 года действует Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации
Тем не менее, при постановке на кадастровый учет УДС требования Градостроительного кодекса и Инструкции не соблюдались и не соблюдаются. После постановки на кадастровый учет участка улично-дорожной сети и обрезания им части территории земельного участка населенного пункта согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации приобретает статус земель общего пользования и не подлежат приватизации. Поэтому попавший в его зону земельный участок земель населенных пунктов, чиновники также пытаются трактовать, как территорию общего пользования, а значит не подлежащую выкупу и аренде.
До сих пор практически все участки УДС по Москве не имеют четких границ. К примеру, если взять кадастровый паспорт на такой участок, то в нем в лучшем случае будет написано: «характерные точки границ участка определены с точностью ниже нормативной и подлежат уточнению при проведении кадастровых работ», а иногда и вовсе указано «границы не определены».
Тем не менее, это не мешает государственным органам отказывать в оформлении документов ИП и юридическим лица на занимаемые ими (и, что самое главное, поставленные ранее на кадастровый учет), со ссылкой на то, что их участок «находится в границах улично-дорожной сети» или «является территорией общего пользования».
Судя по количеству дел в судах – это огромная проблема на сегодняшний день.
Информация предоставлена адвокатом САВОСТЬЯНОВОЙ Ольгой Николаевной
Если у Вас возникли вопросы по данной проблеме, звоните по тел. 8 (962) 998-00-18
Представительство интересов граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц в государственных органах по вопросам аренды, выкупа земельных участков
Претензионная работа
Представительство интересов в Московском городском суде по заявлениям о признании нормативно-правового акта недействующим (об исключении здания из Перечня «самовольных построек»)
Представительство интересов в арбитражных судах по искам, заявлениям и жалобам: