© 2010 — 2024 Адвокат Савостьянова Ольга Николаевна
Разработка и создание сайта — «Инфодизайн»
Механизмы защиты прав владельцев недвижимости, попадающей в группу риска.
Постановлением Правительства Москвы от 8 декабря 2015 г. № 829-ПП утвержден список из 104 объектов, подлежащих демонтажу во внесудебном порядке. Власти не скрывают, что работа по выявлению новых объектов продолжится. Однако опыт показал, что далеко не каждый из них является самовольной постройкой, а юридическая ошибка может стоить собственникам целого состояния.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, большинство москвичей поддерживают программу сноса «самостроя из девяностых» [1]. Тем не менее действия властей были подвергнуты резкой критике правозащитниками и политиками. Сами же предприниматели называют снос торговых павильонов в Москве «финальной частью борьбы столичных властей с малым и средним бизнесом» [2].
По разным причинам в списки «самостроя», сформированные Госинспекцией по недвижимости, не всегда попадают объекты, удовлетворяющие критериям самовольной постройки. В частности, из 104 строений, объявленных «самостроем» и подлежащих сносу, был удален павильон на ул. Красного Маяка, д. 1 в ЮАО, владелец которого ранее переложил все городские коммуникации, однако эта информация не была должным образом отражена в реестре подземных сооружений Мосгоргеотреста [3].
Попытаемся разобраться, каким критериям должен удовлетворять объект для признания его самовольной постройкой, и какие существуют законные способы исключения из списков «самостроя».
Как распознать «самострой»
Признаки самовольной постройки закреплены в ст. 222 ГК РФ – это здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Таким образом, самовольное строительство – это нарушение норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля
Проведем небольшой экскурс в московское законодательство в сфере самовольного строительства. Во время пребывания Ю.М. Лужкова на посту мэра Москвы в связи с участившимися случаями самовольного захвата земли и несанкционированного строительства было выпущено постановление Правительства Москвы от 14 ноября
На территории Москвы действовали также следующие нормативные акты, направленные на пресечение самовольного строительства: распоряжение Мэра Москвы от 2 октября
Принятое при С.С. Собянине постановление Правительства Москвы от 31 мая
С этого момента ситуация в столице стремительно стала развиваться по нарастающей. Так, если постановление № 614-ПП касалось только незаконно размещенных на земельных участках объектов некапитального строительства, в том числе нестационарных объектов (причем на большинство из них у их владельцев не было даже документов о собственности), то уже спустя год в список «под снос», утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря
Выявление «самостроя» возлагается на управы и префектуры, последние направляют соответствующую информацию в Госинспекцию по недвижимости, которая проводит обследование участков и составляет акт об отсутствии или подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования участка либо акт о подтверждении незаконного размещения объекта недвижимости. Сформированные Госинспекцией списки объектов самовольного строительства вносятся в перечень объектов недвижимого имущества, который подлежит обновлению ежеквартально, т.е. является «живыми», а не постоянно действующим.
Способы защиты
До сентября
Например, в моей практике был случай. Продуктовый магазин, принадлежащий по праву собственности некоему Обществу, был незаконно включен в Перечень объектов «самовольного строительства», утвержденный постановлением Правительства Москвы от 11 декабря
После длительных судебных разбирательств ВС РФ принял решение об исключении магазина из Перечня (см.: определение ВС РФ от 7 октября
В данной ситуации существует и другой способ защиты прав собственников недвижимости от незаконного включения их объектов в списки «под снос». К слову, многие предприниматели после получения отказа Департамента городского имущества г. Москвы в предоставлении земли под эксплуатацию объектов недвижимости по мотивам их нахождения в списках «под снос» обращались в арбитражные суды с соответствующими заявлениями о признании незаконным данного отказа и обязании Департамента предоставить земельные участки в собственность или в аренду.
Принимая решения в пользу заявителей, суды учитывали, что спорные объекты, на которые у заявителей имелись документы о собственности, были возведены на испрашиваемых земельных участках законно, с соблюдением градостроительных норм и правил и не отвечают признакам самовольной постройки (см.: постановления Арбитражного суда Московского округа от 8 октября
Указанные решения сами по себе не свидетельствуют о том, что торговые объекты, под эксплуатацию которых их собственникам предоставлена земля, автоматически становятся исключенными из списков «под снос». Для этого необходимо или наличие самостоятельного судебного акта или принятие Правительством Москвы соответствующего редактирующего постановления.
Однако с недавнего времени органам исполнительной власти законодательно предоставлено право признавать «самостроем» и сносить во внесудебном порядке торговые объекты. Причем никаких ограничений в зависимости от того, есть у правообладателя объекта право собственности на него или оно отсутствует, нет. Порядок признания таких объектов «самостроем» и их сноса утвержден постановлением Правительства Москвы от 8 декабря
В свою очередь данное постановление опирается на поправки, внесенные в июле
Группа риска
Власти не скрывают, что работа по выявлению новых объектов продолжается. Какие же объекты подпадают под действие постановления Правительства Москвы от 8 декабря
В указанном нормативном акте речь идет об объектах недвижимости (самовольных постройках), расположенных на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей:
– в зонах с особыми условиями использования территории, за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);
– на территориях общего пользования;
– в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Процедура сноса следующая. Госинспекция направляет собственникам самовольной постройки, правообладателям земельного участка, на котором создана самовольная постройка, копию решения о сносе в виде письма Госинспекции, указав срок сноса. Последний устанавливается с учетом характера самовольной постройки (например, постройка высотой менее
После осуществления сноса собственник самовольной постройки вправе получить компенсацию, для чего он должен обратиться в префектуру при условии предоставления документов, подтверждающих прекращение права собственности на снесенную постройку и внесение соответствующих сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Выплата компенсации осуществляется не позднее 2 месяцев с момента обращения собственника (п. 11 и 13 постановления). Согласно п. 12 постановления размер компенсации определяется в соответствии с методикой, утверждаемой Департаментом экономической политики и развития г. Москвы.
Следует учитывать, что декабрьское постановление № 829-ПП не распространяется на отношения, возникающие из постановлений Правительства Москвы от 31 мая
Предпринимателям, которые убеждены, что у них с документами все в порядке и их объект недвижимости попал в список по ошибке, не следует затягивать с судом.
Для того чтобы исключить объект из списка «под снос», необходимо подать в Московский городской суд административное исковое заявление по правилам, предусмотренным ст. 209 Кодекса административного судопроизводства РФ. Советую вместе с административным иском обратиться в суд с ходатайством о принятии мер предварительной защиты в виде запрета применения оспариваемого нормативного правового акта или его оспариваемых положений в отношении административного истца в соответствии со ст. 211 КАС РФ.
Важно знать, что демонтаж до вынесения судебного акта об исключении объекта из перечня является основанием для прекращения производства по делу. Позиция судов на этот счет следующая: «Правовая норма, действие которой прекращено, не может служить основанием для возникновения прав и обязанностей, она не может нарушать и какие-либо права заявителя, следовательно, не может быть предметом проверки» (см., например: определение Московского городского суда от 29 июня
Однако если все-таки добросовестный правообладатель не успел обратиться в суд и объект был снесен, то собственник вправе подать иск в арбитражный суд о присуждении компенсации в размере рыночной (или кадастровой) стоимости снесенного объекта и возмещении причиненных убытков в виде упущенной выгоды.
Существует и особая категория правообладателей – это лица, имеющие зарегистрированное право собственности на принадлежащие им объекты недвижимости, земельный участок под которыми используется не совсем законно. Например, на практике нередки случаи, когда земля предоставлялась под строительство временных сооружений, но на ней возводились капитальные строения. Владельцам таких объектов каким-то образом удалось получить свидетельство о собственности, хуже того: после этого они быстро перепродавали эти объекты за немалые деньги, и уже бремя всей ответственности за снос такой самовольной постройки возлагается на ее нового собственника.
В связи с этим возникает вопрос: предоставляет ли наличие документов о собственности на постройку ее правообладателям какие-то гарантии против сноса? Исходя из смысла п. 23 приведенного постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля
Автор: Адвокат Савостьянова Ольга Николаевна, тел. для записи на консультацию: 8 (962) 998-00-18
1. «Список сноса» ларьков оказался ложным // Московский день. 25.02.2016 г. Доступ:
http://mosday.ru (дата обращения: 25.03.2016).
2. Например, бывший мэр Москвы Юрий Лужков считает, что в экономике страны и так много проблем и совсем не время так расправляться с малым бизнесом; предприниматель Дмитрий Потапенко отметил, что у 20% предпринимателей с документами все было в порядке. См. подробно:
3. Власти Москвы исключили из списка сносимых самостроев один объект // Московский день. 19.02.2016 г. Доступ:
http://mosday.ru (дата обращения: 25.03.2016).
4. Постановление Правительства Москвы от 2 ноября
5. Постановление Правительства Москвы от 11 декабря
6. Федеральный закон от 13 июля