«Порядок оспаривания кадастровой стоимости объектов недвижимости (судебная практика, новое в законодательстве)» - опубликована в журнале «Адвокатская практика», 2016, №6.
Кадастровые отношения возникают при осуществлении кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, а также при подготовке документов, необходимых для такого учета [1].
Кадастровая стоимость земельных участков и отдельных объектов недвижимого имущества устанавливается для целей налогообложения и в иных, предусмотренных законодательством целях.
В частности, кадастровая стоимость земельного участка может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации) [2]. Следовательно, арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с названным заявлением в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости [3].
Для определения кадастровой стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственная кадастр недвижимости (ст. 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ (далее – Закон об оценочной деятельности) [4].
В статье 24.19 Закона об оценочной деятельности приведены случаи, в которых может быть определена кадастровая стоимость: при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости; включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости [5].
Кадастровая стоимость недвижимости может быть установлена путем оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в судебном порядке.
С принятием Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) [6] на законодательном уровне произошло закрепление порядка осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий [7]. С 15 сентября
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня
При этом, в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня
Исходя из положений п. 15 ст. 20, ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость.
В п. 6 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня
Следует отметить, что положение ч. 1 ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» признано не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет [9].
В силу ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен (п. 8 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня
Решения и действия (бездействие) Комиссии могут быть оспорены в срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, то есть в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
3 июля 2016 г. был принят специальный Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» № 237-ФЗ, вступающий в силу с 1 января 2017 г. [10], которым урегулированы отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации.
В частности, одна из новелл указанного Закона - отсутствие обязательного досудебного порядка урегулирования спора для юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления.
Так, в ч. 1 ст. 22 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установлено, что для обращения в суд предварительное обращение в Комиссию споров о результатах определения кадастровой стоимости не является обязательным, таким образом оспаривание кадастровой стоимости в Комиссии вышеуказанными субъектами будет являться правом, а не обязанностью.
Ранее, минуя досудебный порядок урегулирования споров (то есть без обращения в Комиссию), с требованиями об оспаривании кадастровой стоимости могли обратиться в суд только физические лица и индивидуальные предприниматели.
Перечень документов, которые предоставляются заявителем в Комиссию, установлен в ст. 13 Приказа МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ от 04.05.2012 № 263 (с изменениями и дополнениями) [11].
Согласно ст. 20 Приказа МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РФ от 04.05.2012 № 263 в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано по основанию установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке объекта недвижимости, содержание и оформление которого соответствуют требованиям, установленным ст. 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки, и такая рыночная стоимость отличается от его кадастровой стоимости не более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
В случае, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от его кадастровой стоимости более чем на тридцать процентов, комиссия принимает решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, за исключением случаев, если заявителем представлено положительное экспертное заключение (если отчет об оценке рыночной стоимости составлен оценщиками, являющимися членами разных саморегулируемых организаций оценщиков, - положительные экспертные заключения соответствующих саморегулируемых организаций оценщиков), соответствующее требованиям, установленным к нему законодательством Российской Федерации, и содержание и оформление отчета об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости соответствуют требованиям ст. 11 Федерального закона, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки.
Содержание административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и прилагаемые к нему документы определены в ст. 246 КАС РФ, а также с 1 января 2016 г. в ч. 9 ст. 22 нового Федерального закона «О государственной кадастровой оценке».
Также следует учитывать общие требования, предъявляемые к административному исковому заявлению (ст. ст. 125, 126 КАС РФ).
Следует обратить внимание на то, что в административном исковом заявлении административный истец должен привести сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или иных лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление, нарушены, или о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение (п. 4 ч. 2 ст. 125 КАС РФ), в противном случае административное исковое заявление может быть оставлено судом без движения, а в случае не устранения недостатков, без рассмотрения [12].
Среди документов, прилагаемых к административному исковому заявлению об оспаривании кадастровой стоимости, важное значение имеют: отчет об оценке, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости; подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение [13].
Экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами (п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня
Пример из судебной практики: Судом было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Москве об отказе в пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка. При этом суд пришел к выводу о несоответствии представленных заявителем отчета об определении рыночной стоимости и положительного экспертного заключения на него из саморегулируемой организации оценщиков требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. В частности, суд указал, что рыночная стоимость
В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (ст.ст. 77, 78 КАС РФ).
Автор статьи: адвокат Савостьянова Ольга Николаевна
тел. 8 (962) 998-00-18
____________________________
1. Липски С.А. Правовое регулирование кадастровых отношений в постсоветской России: тенденции, проблемы, пути их решения // Нотариус. 2013. № 6. С. 21.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября
3. Определение Верховного суда Российской Федерации от 7 сентября
4. Федеральный закон от 29 июля
5. Редакция ст. 24.19 приведена в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации от 03.07.2016 N 361-ФЗ», вступающими в силу с 1 января 2017 г.
6. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта
7. Еронина М.А. Процессуально-правовая характеристика налоговых споров // Арбитражный и гражданский процесс. 2016. № 2. С. 39.
8. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2016 г. N 15-П По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования города Братска.
10. Федеральный закон «О государственной кадастровой оценке» от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ // Российская газета. 2016. № 146. 06 июля.
11. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.05.2012 № 263 «Об утверждении порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ России от 22 февраля
12. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 04.08.2016 по делу N 33а-10294/2016 // СПС «Консультант Плюс», 2016.
13. Небезынтересно, что в новой редакции ст. 17.1. Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под экспертизой отчета понимаются не «действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации в целях проверки отчета оценщика», а «действия эксперта или экспертов саморегулируемой организации в целях формирования мнения эксперта или экспертов в отношении отчета оценщика» (изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2017).
14. В настоящее время средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель города Москвы установлены Постановлением Правительства Москвы от 21 ноября
15. Постановление Девятого арбитражного суда от 21.01.2016 N 09АП-53058/2015 // СПС «Консультант Плюс», 2016.