http://savostianova.ru/articles/?print=1&r
Адвокат Савостьянова Ольга Николаевна

Сайт адвоката Савостьяновой О.Н. :: Публикации

Опубликовано: 18.12.2013

В  2012 году Российской Федерацией была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года. Согласно  статье  28  Конвенции  государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права.

Между тем, неоднократно отмечался низкий уровень социальной поддержки инвалидов и людей с ограниченными возможностями в России. При этом, одной  из  важнейших,  остается проблема обеспечения  инвалидов  жильем.

Отметим, что в России принято не разделять инвалида-взрослого и инвалида-ребенка. Следовательно, когда в нормативно-правовых актах идет речь об инвалиде и о социальных гарантиях, которые предоставляются ему, аналогичные социальные гарантии  относятся и к ребенку-инвалиду. Все они обладают общим юридическим статусом.

В  данной  статье мы подробно рассмотрим вопросы, связанные с  предоставлением жилья инвалидам-колясочникам, страдающим детским церебральным параличом (ДЦП).  Чтобы более детально разобраться в  том, какие же жилищные гарантии  предоставляет наше государство инвалидам с диагнозом ДЦП,  проведем небольшой экскурс в ранее действующее законодательство. 

Во времена существования СССР лица, страдающие органическими поражениями центральной нервной системы со стойкими тяжелыми нарушениями функции конечностей и функции тазовых органов,  имели  право  на первоочередное получение жилой площади. Между  тем, согласно действующему Жилищному  кодексу  Российской  Федерации, введенному  в  действие  с  1  марта  2005 г., первоочередное предоставление жилья не предусматривается.

До  2005 года  инвалиды, в числе которых  были и страдающие   органическим заболеванием центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел-колясок в соответствии с Перечнем  заболеваний, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 214 имели  право на  дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты.  Однако данный Перечень в  настоящее время фактически не  применяется, поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817 вышеуказанное Постановление № 214 было признано  утратившим силу.

Так постепенно сужался круг жизненно важных гарантий, направленных на удовлетворение  потребностей инвалидов-колясочников с диагнозом ДЦП в  жилище. 

При этом, Постановлением Правительства Российской Федерации № 817 от 21 декабря 2004 г.  было закреплено право отдельных категорий инвалидов, к числу которых относятся и  инвалиды-колясочники, страдающие ДЦП (органическим заболеванием центральной нервной системы со стойкими нарушениями функции нижних конечностей, требующих применения инвалидных кресел-колясок, и (или) с нарушениями тазовых органов) на  дополнительную жилую площадь. В настоящее время данное право регламентируется Перечнем заболеваний, утвержденным Приказом Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 991н. Однако, чтобы  реализовать  его, инвалиду  порой  приходится  долго  обивать  пороги  жилищных  органов,  обращаться  в  суд, который  также  не  всегда  выносит  решение  в  пользу  истцов. 

Дело  в  том,  чтобы получить  дополнительную  жилую  площадь,  инвалиду  сначала  надо  встать  на  учет по улучшению жилищных условий,  что  вполне  логично.  Об  этом  говорит  и  закон. Так,  согласно  пункта 8 статьи 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 права граждан, состоящих на жилищном учете, на дополнительную площадь, установленные федеральным законодательством, применяются при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма или безвозмездного пользования жителям города Москвы, состоящим на жилищном учете, на основании их заявлений и при наличии документов установленного образца, подтверждающих указанные льготы. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Однако, здесь то и возникает камень преткновения, поскольку жилищное законодательство, как раз таки и не относит  к  числу оснований, необходимых  для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, наличие заболеваний  центральной нервной системы со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующих применения инвалидных кресел-колясок.

Так, согласно  статье  51  Жилищного  кодекса  Российской  Федерации Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Таким  образом,  с  введением  в  действие Жилищного  кодекса  РФ, инвалиды-колясочники с  диагнозом ДЦП не только утратили  право на первоочередное предоставление  жилья (право на  предоставление жилого  помещения  в  виде  отдельной комнаты),  но и фактически  оказались исключены  из числа лиц, имеющих право на  улучшение жилищных условий в  связи с  заболеванием.  Указанные  права лишь  сохраняются  за  лицами, вставшими  на  учет  до 2005 года, если они представили до 1 марта 2005 года в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы документы, подтверждающие соответствующее право, и на момент предоставления или приобретения с помощью города Москвы жилого помещения сохраняют основания, послужившие условием предоставления соответствующих льгот.     

Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод о том, что наличие законодательно закрепленного права  у  инвалида-колясочника  на  дополнительную жилую площадь  еще  не  является  основанием  для  его  постановки  на  учет по  улучшению жилищных условий. И получается, что имея данное право, инвалиды-колясочники  фактически не  могут его реализовать,  что  подтверждается  и  примерами  из  судебной  практики. 

Так, администрацией Новошаткинского сельского совета инвалиду-колясочнику 1 группы  со  стойким  поражением опорно-двигательного  аппарата было  отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, по  причине  того,  что он обеспечен нормой жилой площади, превышающей учетную норму площади жилого помещения для соответствующего региона, а условия для признания инвалида нуждающимся в жилом помещении (в улучшении жилищных условий) закрепленные в статье 51 ЖК РФ,  не  относят  его к данной категории  граждан. Доводы истца о том, что основанием для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий явилось заболевание, в связи с которыми ему предоставлено право на дополнительную площадь, судом не были приняты во внимание, как не основанные на законе, для признания лица нуждающегося в жилом помещении. Как установлено судом, заболевание, которым страдает истец, и в соответствии которым ему назначена инвалидность, не относится к числу заболеваний, при наличии которых совместное проживание с ним в одной квартире иных граждан невозможно. Суд  также  посчитал, что  если решением жилищной комиссии жилое помещение не будет признано непригодным для проживания, а проживающие в нем граждане не признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, то обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета они не подлежат.      

К тому же,  для  подтверждения  своего  права  на дополнительную жилую площадь, инвалиды  должны  предоставить  в Управление  Департамента  жилищной  политики и жилищного фонда города Москвы справку  о  наличии  заболевания, форма  которой  утверждена Приказом Департамента здравоохранения г. Москвы от 29 марта 2007 г. N 126 «О выдаче справок о праве на жилищные льготы по состоянию здоровья».  Между тем,  согласно  данному  Приказу до сих  для подтверждения жилищных льгот инвалида-колясочника медицинскими учреждениями выдаются справки  формы 3 Д со  ссылкой на Приказ Минздрава СССР от 28.03.1983 г. N 330 «Об   утверждении   списка  заболеваний,  дающих  право  лицам, страдающим  этими   заболеваниями,  на  первоочередное  получение  жилой площади»,  фактически  недействующий уже   с  момента принятия  Жилищного кодекса. 

Следует сказать несколько слов о программе  социальной  реабилитации  инвалида. Данная  программа разрабатывается для  каждого инвалида  индивидуально,  после  чего на основе решения федерального учреждения медико-социальной   экспертизы,    ему    выдается    карта    индивидуальной программы  реабилитации (карта ИПР). Карта ИПР включает следующие разделы: медицинская реабилитация; социальная реабилитация; профессиональная реабилитация; психолого-педагогическая реабилитация (для детей до 18 лет).  В реабилитационной  программе  инвалида  может  быть  предусмотрено и его право на  предоставление благоустроенного жилья,  с  учетом  состояния здоровья, а  также замену  этажности  с  верхнего  этажа  на  нижний  и др.           

 Так, жителям города Москвы, страдающим заболеваниями опорно-двигательного аппарата, а также инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, которым по заключению лечебных учреждений либо в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации рекомендовано проживание в жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации, жилые помещения предоставляются в специально построенных домах либо жилых помещениях, отвечающих требованиям индивидуальной программы реабилитации (пункт  9 статьи 20 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29
«Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»).

Как отмечают специалисты в области жилищных правоотношений, в Российской Федерации законодательство, регулирующее обеспечение жильем уязвимых групп  населения, крайне запутанно, противоречиво, что создает объективные предпосылки для фактического нарушения жилищных прав граждан при формальном соблюдении  закона.

     Поэтому, как  думается,  ввиду  не  достаточно  четкой  позиции  законодателя  по  вопросу предоставления  жилья  инвалидам-колясочникам, страдающим  ДЦП,  каждый  индивидуальный случай должен решаться  с  учетом  обстоятельств  конкретного  дела.

   Автор: Адвокат Савостьянова ОЛЬГА

ПЕРЕЧЕНЬ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЖИЛИЩНОГО ПРАВА ЗДЕСЬ

 

        БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ   СПИСОК:

1.      Инвалиды в  большом городе / Радио свобода /   http://www.svoboda.org

2.      Малинина С.М. Реализация конституционных прав детей-инвалидов // Социальное и пенсионное право. Научно-практический журнал. - М.: Юрист, 2009. № 1. С. 25-26.

3.      Тишин Р. Право инвалидов на жилье: есть ли препятствия, преодолимы ли они? // Жилищное право. - М.: Интел-Синтез, 2012, № 1. С. 91-100.

4.      Шелудякова Т.В., Соломаха Д.В. Право на жилище и государственная жилищная политика в Российской Федерации и зарубежных странах: конституционно-правовой аспект // Семейное и жилищное право. М.: Юрист, 2013. № 1. С. 43-47.

5.      Жилищный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ // Российская газета.  2005. 12 янв. N 1.

6.      Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 214 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты» // Российская газета.  1996. 14 марта.

7.      Приказ Минздрава СССР от 28 марта 1983 г. N 330 «Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади» // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. 1983. N 7, С. 47

8.      Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2004 г. N 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь» // Российская газета.  2004. 29 дек. N 289. 

9.      Приказ  Министерства Здравоохранения Российской Федерации от 30 ноября 2012 г.  № 991н «Об  утверждении  перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим  ими, право  на  дополнительную жилую площадь» // Российская газета.  2013. 16 янв. № 6.

10. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. 27 дек. N 48, ст. 4563.

11. Закон г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" // Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2006. июль. N 42.

12. Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" // Российская  газета. 2006. 28 февр.  N 40.

13. Кассационное определение СК Пензенского областного суда от 17 января 2012 г. N 33-15 //  СПС Гарант.